Книги о работе с глухими детьми

 Автор: Яцунова О.А "Не такая, как все". Серия: Народный университет. М.: Знание, 1991г. 192 с.

У вас родился ребенок, не совсем такой, как все... плохо слышащий. Книга представляет собой исповедь матери, чей ребенок родился глухим. В ней найдутся ответы на многие вопросы, связанные с воспитанием и обучением в семье, а самое главное - как научить глухого ребенка чтению, которое станет для него главным спасательным кругом для развития словесно-логического мышления и полноценного общения с окружающими. Автор этой изумительной и честной книги убеждает читателей в том, что для настоящей любви возможно все. 




 

Подкупающая читателя легким стилем, эта книга (на фото ниже) является серьезным размышлением о проблемах воспитания детей. Одинаковых детей, как и одинаковых семей, не бывает. Появление ребенка меняет жизнь всей семьи в целом. Рождение ребенка, у которого есть какие-либо "трудности" требует от родителей большей выносливости. Искренность и открытость авторов позволяет читателю заглянуть в каждодневную жизнь семьи, в которой растет ребенок с нарушениями слуха; соприкоснуться с противоречивыми эмоциями и детей, и родителей, с их тревогами, надеждами, размышлениями, сомнениями, разочарованиями, радостями. Книга заставляет задуматься о приоритетах в развитии ребенка, посмотреть на существующие  варианты помощи семьям с разных точек зрения: ребенка, родителя, специалиста. Авторы не стремятся дать однозначные ответы на многочисленные вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием ребенка с нарушением слуха, а открывают простор для раздумий.

Как мы были мамами глухих детей: Книга для родителей

Издатель: Каро, 224 стр., 2006 г.



В нижеследующих книгах для студентов, педагогов-дефектологов, рассматриваются вопросы содержания и организации воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида (для глухих и слабослышащих детей). Представлены инновационные личностно-социально ориентированные педагогические технологии, способствующие активизации речевой, познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями слуха в различных видах внеурочной деятельности. Рассматриваются вопросы планирования воспитательной работы, организации самоуправления, профориентационной работы, внеклассного чтения, слухоречевой реабилитации, социальной интеграции и др. аспекты воспитательной работы.

Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 2 вида (в 2 частях).  

Авторы: Алексеевских Д.Ю., Андрейкин А.А., Богданова Т.Г., Речицкая Е.Г.,  Туджанова К.И.  и др.


Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.


В пособии рассматриваются вопросы организации воспитательной работы на основе использования инновационных личностно- ориентированных педагогических технологий, активизации и развития речевой и познавательной деятельности детей с нарушениями слуха в разных видах внеурочной работы. Рассмотрены пути формирования профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха, некоторые аспекты интеграции, дается психологическое обоснование воспитательной работы с разными возрастными группами детей. Пособие предназначено учителям и воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, родителям детей с нарушенным слухом, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

Авторы: Алексеевских Д.Ю., Андрейкин А.А., Богданова Т.Г., Речицкая Е.Г.,  Туджанова К.И.  и др.




 
"Человек из мира тишины". Авторы: В.Базоев и  В.Паленный


В книге на основе богатейшего исторического материала рассказано обо всех аспектах жизни сообщества глухих и слабослышащих людей: о языке жестов, школах для глухих, их искусстве и спортивных достижениях. Отражены психология общения, социальные проблемы, образование, работа.
 
Для организаций и сообществ глухих, родителей глухих детей, а также людей, работающих в сфере образования и изучения проблем неслышащих.



В учебном пособии немецкого ученого-сурдопедагога рассматривается сурдопедагогика как наука, показана ее перспектива в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований немецких педагогов. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно аспирантам и преподавателям педагогических вузов и педагогических колледжей, родителям неслышащих детей, педагогам и воспитателям специальных образовательных учреждений.
Автор: Петер Антон Янн. Воспитание и обучение глухого ребенка.


Одна из фундаментальных основ всей российской сурдопедагогики  и дефектологии в целом - труды Л.С. Выготского...

Выступление молодого ученого в 1930 году на Всероссийской конференции глухих в Москве. Вот как об этом вспоминает корифей отечественной сурдопедагогики проф. Р.М. Боскис «1930 год… большая аудитория, в которой сидят люди, отдавшие немалые годы своей жизни обучению глухонемых, совершенно уверенные в том, что единственным определяющим эффективное обучение глухих средством является использование чистого устного метода, не допускающего применения каких бы то ни было средств обучения, кроме устной речи. Многие, из сидевших в зале, фактически, убеждены в этом… И перед этой аудиторией Л.С. читал доклад о полиглоссии . Утверждая положительную роль  полиглоссии  в развитии нормального ребенка, Л.С. показал, что и в школе глухонемых  полиглоссия  (использование устной, письменной и мимической речи) может оказаться весьма продуктивной. Аудитория слушала его как зачарованная, не слышно было в зале ни малейшего шороха. Доклад завершился громом аплодисментов. Лица слушателей были освещены каким-то необычайным вдохновением… И в это время председательствующий известный проф. Д.В. Фельдберг приступил к заключительному слову. Он начал свое выступление словами; «Товарищи, над вами разорвалась бомба…» В ответ на это аудитория зашумела и Фельдбергу пришлось прекратить свое выступление...


"....Путь преодоления трудностей гораздо более извилистый и окольный, чем этого хотелось бы этот путь подсказан развитием глухого, а отчасти и нормального ребенка-этот путь заключается в полиглоссии , т. е. во множественности путей речевого развития глухих детей. В связи с этим возникает необходимость переоценить традиционное теоретическое и практическое отношение к отдельным видам речи глухого, и в первую очередь к мимике, и письменной речи.Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что  полиглоссия , т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухого ребенка. В связи, с этим коренным образом должен быть изменен традиционный взгляд на конкуренцию и взаимное торможение различных форм речи в развитии глухого и" поставлен теоретически и практически вопрос об их сотрудничестве и структурном комплексировании на различных ступенях обучения"...





Автор: Ирина Самощенко

ШАГ НАВСТРЕЧУ
(ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ)

Непросто первому начинать разговор. Особенно в большой и незнакомой аудитории. Тем более — рассказывая о глубоко личном. И все-таки я попробую.
Говорят, счастье — когда утром с радостью спешишь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой. Я считала себя счастливым человеком: у меня был любимый муж, любимая дочка, любимая работа...
Но вот в мою жизнь вошел сын — маленький глухой малыш, и все стало меняться. Изменились взгляды на многое, изменились привычки, изменились взаимоотношения в семье. Начался невообразимый, бесконечной дистанции марафон — с огромным количеством препятствий, требующий максимальной отдачи сил, времени, здоровья. Мы проходили его вместе: я, муж и дочка. Но описывать я буду свои мысли, чувства и наблюдения.
Вместе с сыном поднимаясь по ступенькам жизни, я никогда не теряла его из поля зрения. Ничто не прошло незамеченным мимо меня. Больше десяти лет я училась воспитывать, обучать и вводить в мир своего глухого ребенка. Я училась с огромной любовью к моему сыну и с превеликим желанием ему помочь. Наверно, только благодаря этому за прошедшие годы накопился ценный багаж знаний и опыта. Такому нельзя научить ни в одном институте — такое надо пережить и выстрадать. Нередко я думала: неужели мой опыт уйдет в никуда и никому не поможет?
Однажды (сыну было уже 12 лет) нас разыскали родители глухого двухлетнего мальчика. Развитие малыша застряло на нуле. Расстроенные и растерянные — они не знали, что делать. Мы снабдили их специальной литературой, дали много советов. Впоследствии эта семья приезжала к нам не раз, но, к сожалению с тем же (никаким!) результатом.
И тогда я решилась. Взвесив все, поняла, что главным в моей жизни все эти годы было одно: воспитание и обучение глухого ребенка. Я оставила работу с почти 20-летним стажем и стала сурдопедагогом. Безусловно, стало труднее: каждый глухой ребенок, пришедший ко мне на прием, был по-своему индивидуален, и за каждого я переживала и болела, как за собственного сына. Но легче становилось от мысли, что во мне нуждаются, ко мне идут с надеждой. И если хоть одному человеку ты помог выстоять перед бедой и болью — ради этого стоило жить.
Ежедневно общаясь с моими маленькими пациентами и их родителями, я постоянно сталкиваюсь с их до боли знакомыми проблемами. И каждый раз вспоминаю себя, свои ошибки и трудности. Так родилась идея написать книгу, которая стала бы полезна тем, кого, как удар молнии, настиг страшный диагноз — глухота собственного ребенка. Я стремилась, чтобы книга дала ответы на самые разнообразные вопросы, стала для многих светлым лучиком надежды в темном туннеле незнания.
И если уж так случилось, что именно в вашей семье появился глухой малютка, пусть поскорей попадут к вам эти строчки,— я уверена, они помогут и утешат.
В жизни все не случайно. Если судьба доверила вам беззащитное дитя, будьте достойны доверия! Запаситесь огромным терпением, добротой и любовью — и у вас все получится! В мир войдет хороший человек, способный общаться, умно мыслить, грамотно писать, искренне и светло улыбаться. Человек, не ставший обузой семье и обществу, а умеющий сам подарить радость и поддержку окружающим.
Эта книга — о выстраданном, о годах уже прошедших. Однако просто вспоминать и не поделиться тем, что уже нашла и по-прежнему нахожу каждый день,— будет по отношению к вам нечестно. Поэтому я решила, что здесь прозвучит не только исповедь мамы — уставшей, задерганной, больной, не понимающей ничего и не умеющей элементарно общаться со своим ребенком, но и будут содержаться наблюдения и советы сурдопедагога. Мысли, изложенные мелким шрифтом, пришли много лет спустя.
Мне сложней так писать; вам, наверное, сложней будет читать. Но вы, пожалуйста, разберитесь: где прошлое, пронизанное болью и незнанием, а где — настоящее... Когда болит душа за своего ребенка,— не отвлечешься, не расслабишься, в любой момент жизни — как натянутая струна. Но, согласитесь, только натянутые струны звучат. И, надеюсь, мои выстраданные строчки помогут выжить другим.
Превратите чтение моей книги в работу для души. Не огорчайтесь, если у вас многое по-другому и чего-то вы не понимаете, особенно — из написанного мелким шрифтом. Не сравнивайте меня с собой. Вы только начинаете, а я уже прошла с сыном долгий путь — и школу с ним закончила, и специальное образование получила. А раньше была такой же, как вы. Так что и у вас все будет хорошо. Я постараюсь помочь.
Книга моя адресована родителям глухих и слабослышащих детей. Но хотелось бы, чтобы ее прочитали и слышащие люди, в окружении которых живут мои пациенты.
Я обращаюсь ко всем окружающим: относитесь бережно к глухому ребенку и его маме. Постойте рядом подольше, загляните в глаза, прикоснитесь душой, согрейте своим пониманием. Для них это очень важно...



Автор: Л.И. Руленкова, директор ЦППРК "Логотон"

Книга, посвященная особенностям верботонального метода, разработанного хорватскими учеными